Электронная подпись (ЭП) сегодня применяется в различных сферах жизни: для электронного документооборота и отчетности; удаленной работы; участия в торгах; работы с государственными информсистемами и др. ЭП обеспечивает безопасность данных, позволяя предпринимателям решать различные задачи бизнеса (продавать маркированные товары, регистрировать онлайн-кассы и др.), а физлицам — работать на государственных порталах, регистрировать ИП, подавать налоговые декларации в ФНС, заключать договоры и др.
Выпуском и выдачей ЭП занимаются Федеральная налоговая служба и аккредитованные удостоверяющие центры (УЦ). Последние работают с юридическими и физическими лицами, организациями и индивидуальными предпринимателями.
Виды выдаваемых подписей
Различают три вида электронных подписей: простую и два вида усиленных. Рассмотрим их подробнее:
Простая электронная подпись (ПЭП). Используются для подтверждения личности и представляют собой пары «логин-пароль» или «номер телефона-код».
Неквалифицированная электронная подпись (НЭП). Применяется для внутреннего документооборота и заверения документов с контрагентами (при условии, что заключено специальное соглашение об использовании НЭП). Неквалифицированная электронная подпись удостоверяет авторство владельца и обеспечивает целостность документа.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП). Она создается с помощью сертифицированных ФСБ средств криптографической защиты. КЭП имеет силу личной подписи, не требует допсоглашений об использовании. Квалифицированная цифровая подпись — это наиболее надежный вид ЭП. Подписанные ею документы обладают полной юридической силой и признаются на государственном уровне. УЦ, выпускающие КЭП, аккредитуются Минцифры.
Для получения усиленных подписей обращаться нужно в удостоверяющие центры. Помимо ЭП, УЦ предлагают и другие услуги: предоставление сертифицированных токенов, носителей для ЭП, на которых хранится защищённая информация, лицензии на программы шифрования документов и средства криптографической защиты информации (СКЗИ). Специалисты УЦ помогают с установкой программного обеспечения на компьютерах и консультируют по вопросам корректного использования ЭП.
При выборе удостоверяющего центра выдачи электронных подписей следует обратить внимание на следующие моменты:
- наличие аккредитации Минцифры и полное соответствие законодательству РФ;
- наличие лицензий и сертификатов на сайте;
- присутствие представительства УЦ в регионе регистрации компании или проживания физического лица.
Преимуществом также станет развитая сеть точек выдачи ЭП для удобства обращения. При выборе УЦ рекомендуется сравнить тарифы, изучить отзывы прежних клиентов. Но самое главное, что нужно сделать перед обращением за ЭП, это определиться с целями и видом требующейся электронной подписи.