СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ  воронежское отделение

13 сентября в Липецком Центре изобразительных искусств открывается персональная выставка члена СХ России Евгения Сальникова

г. Липецк, Космонавтов 98, ТЦ «Ноябрьский»

Основная контактная информация

вт-вс с 11:00 до 19:00 (пн выходной)
г. Липецк, Космонавтов 98, ТЦ «Ноябрьский»
+7 4742 327836
office@centerbyfinearts.ru

САЛЬНИКОВ ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ

oo sal

 Евгений Павлович Сальников, один из старейших липецких живописцев.


С. Мекшен в заметке о художнике в газете «Панорама» за 1993 год писала: «Сальников – тот художник, который, по словам Блока, может видеть, что «дома растут как желанья». Художник – как бы ни ставили его столбом на землю! – все равно существо парящее, царствующее над миром осязаемым и ежеминутно расщепляемым. Только художник, пролетая над всей нашей несуразностью и раздробленностью, может собрать в щепоть наше неутоленное одиночество и разбросанную любовь, наши тоскующие о счастье сны и невидимые миру слезы… Художник Евгений Сальников служит тому, что дано Богом, но будет отдано людям…».
Евгений Павлович Сальников родился 15 сентября 1937 года в Липецке. Он относится к поколению детей, рожденных в самые трагические годы советской эпохи. Расстрелы, лагеря… Его дядя, родной брат матери, сгинул в лагерях. В 1941 году еще одна страшная потеря, погиб на фронте отец Жени. Ребенка пытались уберечь от тех невзгод, которые выпали на долю его семьи, поэтому воспоминание о детских годах осталось счастливым.
Семья жила в самом центре Липецка, на бывшей Дворянской улице (ныне улица Ленина). С какой теплотой в беседе с А. Новиковым Сальников вспоминает послевоенный провинциальный Липецк! «Я сорок лет своей жизни прожил в «Быхановском доме», он стоял рядом с Домом пионеров. Для меня Липецк той поры – самый настоящий рай. Только теперь начинаю понимать, как много мы потеряли: каждый дом был уникален, неповторим по архитектуре. У каждого дома был фруктовый сад. А какой был воздух! Наша улица, лишенная в ту пору даже общественного транспорта, имела уникальную мостовую из пиленого камня. Да и другие улицы были редкой красоты. Мальчишкой я буквально обследовал каждый уголок Липецка». Не случайно на протяжении многих лет образ родного города занимает центральное место в творчестве художника.
Первое посещение краеведческого музея, открыло перед юным Сальниковым удивительный мир живописи. Увиденные им картины Ю. Ю. Клевера и А. М. Васнецова потрясли воображение мальчика. А тесная дружба со старшим товарищем Виктором Соболевым дала толчок к серьезному увлечению живописью.
В 1951 году в 14-летнем возрасте Сальников уезжает учиться в Елецкое училище. В беседе с Т. Нечаевой период учебы в Ельце он вспоминает с особым чувством: «И самое лучшее в юности связано с елецким училищем. Но не с Москвой, не с институтом. Так сложилось. Елец, мою жизнь там я помню по часам». Руководителем курса у него был Виктор Семенович Сорокин, который спустя годы, дал яркую оценку способностям Евгения Сальникова: «В училище Сальников отличался от других. Он был эмоциональный, хорошо чувствовал цвет, в живописи – аристократ. Не был натуралистом, не копировал натуру. И сейчас такой же. Мне нравится, что он свободен, в творчестве ничего не боится. Главное – не боится краски».
После училища, Сальников продолжил учебу в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. Среди педагогов, которые менялись каждый курс, был и знаменитый А. А. Дейнека. Учеба в знаменитой Суриковке способствовала расширению творческого кругозора, освоению многообразия стилей, жанров и форм. Жизнь в Москве была насыщенной: посещения Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, запасников Третьяковской галереи. Знакомство с работами Павла Никонова, Андрея Васнецова, Павла Кузнецова, Роберта Фалька кардинально повлияло на взгляды Сальникова. Смелые поиски своей манеры письма не у всех находили отклик и поддержку. Из-за этого на пятом курсе у Сальникова произошел конфликт с ректором. Затем был уход в академический отпуск. Возвращение в творческую среду вуза не оправдало ожиданий Евгения Павловича. Ушли любимые учителя — Жилинский, Дейнека, а с новыми преподавателями начинающий художник полностью разошелся во взглядах и решил прекратить занятия.
В родной город художник вернулся без защищенного диплома. Сформированное в 1957 г. местное отделение Союза Художников было в самом начале своего пути. Это был замечательный, разноликий коллектив, состоявший из товарищей Евгения по Елецкому училищу. В 1968 г. Сальникова приняли в Союз художников СССР. На протяжении творческого пути у художника не всегда складывались отношения с устроителями выставок. Это было вызвано тем, что Евгений Павлович всегда сторонился общественных условностей, заданной тематики. И тем не менее, он продолжал писать. Он много работал в монументальной живописи, затем заинтересовался станковой.
Особые чувства Сальников испытывал к натюрмортам. Самые ранние из них — небольшие по размеру, емкие по содержанию. Со временем натюрморт Сальникова объединяется с жанром интерьера. Эти картины хорошо передают размышления художника. На протяжении всего творческого пути Евгений Павлович пишет автопортреты, портреты близких. Немало работ мастер посвятил многообразию природы. Был период, когда тема пейзажа в творчестве художника встречалась нечасто. Причем писать он предпочитал в мастерской, т. к. не любил выходить на улицу с этюдником. Обратиться к пейзажу Евгения Павловича заставило творчество В. Сорокина. Для написания картины ему требовалась не столько натура, сколько настроение. Свои пейзажи художник называл фантазийными. Сальников — художник всегда был интересен разнообразием жанров, тем, технических приемов. Все его работы объединяет неисчерпаемое удивление перед жизнью, глубокий интерес к любому ее проявлению. В далеком 1988 году в интервью Т. Нечаевой «Альтернативы не было» Сальников поведал о том, что хотел бы достичь того, чтобы его как художника ни с кем не путали. Ему удалось свою мечту претворить в жизнь. За годы плодотворного творчества Евгений Павлович выработал свой стиль в живописи, узнаваемый мгновенно.
В 2002 году художник был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени. В 2009 году Сальников удостоился звания Заслуженного художника России. По традиции, каждый год новый художественный сезон в Центре изобразительных искусств открывается персональной выставкой Евгения Павловича. Посетив в 2013 году одну из таких выставок, А. Вагнер поделился своими впечатлениями: «Сальников – удивительный художник, легкий и светлый. Его живопись помогает нам пережить это сложное время и дает надежду, что все будет в порядке».
Произведения живописи Евгения Павловича хранятся в Липецком областном краеведческом музее, в Липецком областном художественном музее, в краеведческих музеях Елеца, Задонска Липецкой области, в Национальной галерее г. Сеула, в частных собраниях России, США, Канады, Франции, Италии, Индии.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Оставить комментарий

Перейти к верхней панели