ВОРОНЕЖСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ
Текст: О. Одинцова. Фото: О. Чемоданова.
В Областном выставочном зале города Липецка 3 марта 2017 года открылась выставка «Академический пленэр на родине И.Н. Крамского». 

Тридцать живописцев из разных городов России показали сто пятьдесят самых ярких своих произведений, созданных за последние пять лет по итогам ежегодных творческих встреч в Острогожском районе Воронежской области.
    Идея проведения выездных пленэров возникла в 2012 году, и уже тогда было решено сделать их традиционными. Инициаторами выступили Народный художник России, академик РАХ   О. М. Савостюк и Заслуженный работник культуры, член-корреспондент РАХ С.П.Гулевский. При поддержке губернатора Воронежской области  А. В. Гордеева был организован Первый Академический пленэр. Местом его проведения не случайно стал Острогожский край. Пленэр посвятили  175–летию со дня рождения нашего земляка, выдающегося русского художника И. Н. Крамского, память о котором бережно и с любовью сохраняется как в  Воронеже, так и в Острогожске, где и родился  Крамской.
    Гостеприимная Острогожская земля собрала и сблизила художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Липецка, Тамбова, Пензы, Курска, Старого Оскола и других городов.
   И уже на протяжении пяти лет село Новая Осиновка — это место, где группа единомышленников обживает интересные для них места воронежской глубинки и создает живописный облик Центрального Черноземья России. Неброская, но такая притягательная природа нашего края, когда-то вдохновлявшая  Крамского, дает художникам бесконечную почву для творчества и оживает в их картинах.
   Подсознательно чувствуя тесную взаимосвязь с природой, художники прошлого, покидая мастерские, выходили писать этюды, стремясь передать красочное богатство натуры, изменение цвета в естественных условиях, ощущение света и воздуха. Сейчас у нас есть уникальная возможность увидеть мир природы глазами современных художников.
   Липецкая выставка, представляющая зрителю лучшие работы, написанные непосредственно на пленэрах и по их итогам, — результат огромной отдачи художников и организаторов.
    Живописный язык пленэровцев прост и сложен. Одних можно понять с первого взгляда, другие требуют расшифровки.
Экспозиция выставки открывается работами О. М. Савостюка, одного из организаторов и постоянного участника Академических пленэров: «Я на лодочке каталась», «Пленэр», «Острогожская красавица», «Букет», привлекающими к себе внимание  радостным звучанием красок и удивительным сочетанием глубокого знания натуры и непосредственности, даже детскости, восприятия мира.
   От  этюда к этюду перед зрителем разворачиваются картины природы в различных ее состояниях, которые для художников и предмет поклонения, и восхищения. и философских раздумий. На картинах оживают лобастые меловые холмы, уступы и обрывы извилистого Дона, цветастые заливные луга Тихой Сосны, леса по берегам рек, деревенские хаты на пригорках, церковки на сельских улицах и монастыри на горах. Вдохновенный образ природы в пейзажах открыт и приветлив, лиричен и широк.
      Уходящие за горизонт пейзажи в картинах  Сергея Бокунова «Дон» и Дмитрия Савинкова  «Зимняя дорога» создают впечатление раздолья и бескрайности родной земли. Светлой грустью, освежающей чистотой и задушевностью наполнены пейзажи Александра  Ишутина «Заросший пруд», Евгения Фетисова «Серый день», Александра Лаврова «Зима в Костомарово», Евгения  Щербаня  «Тихая Сосна». Тончайшей световой и цветовой вязью пронизаны этюды  Ирины Токаревой «Утро», «Осенний мотив», «Ветреный день», «Облака». На них будто наброшена прозрачная серебристая вуаль. Заколдованная реальность Анатолия Горлищева в картинах «Ночь мотыльков», «На краю тумана», « Начало ночи» тиха и призрачна. Ювелирная тоновая отделка стирает границы между натурой и красочным изображением в картине Евгения Кравцова «Река, лодка, камыши». Смелым звучанием цвета восхищают работы Юрия Болотова «Воронежские просторы», «Осенние бугры», Максима Аникандрова «Веселое лето», «Первые воспоминания». Ощущение радости бытия наполнены работы Олега Малявкина «Пробуждение. Елец» и Виктора Микитюка «К вечеру», «Задонский монастырь». Этюды «Костомарово. Женский монастырь» и «Хохол–Тростянка» Любови Вижуткиной будоражат воображение энергичной живописной манерой. Светлы и  прозрачны полевые травы Светланы Зиненко в работах «Июнь», «Июль». Приметы русской деревни угадываются в картинах Натальи Паршиной «В Борисоглебске», «Птичье счастье», Константина Финакова «Так было, так будет», Александра Золотых «У родной стены». Безупречно мастерство и композиционное решение картин Ивана Александрова «Жмурки», «Пасхальный натюрморт», «Село Тростянка». Воздушные и прозрачные акварели «Оттепель», «Солнечный день» Сергея Гулевского и «Осень в Осиновке», «По земле Острогожской» Владимира Шкалина представляют авторов, как тонких лириков и демонстрируют свободное владение техникой. Наполненной жизнью живут герои портретов Евгения Щеглова и Дмитрия Савинкова.
   Философский взгляд на жизнь присущ москвичу Владимиру Пименову. Картины «Голубая дорога», «Старик и старуха» наполнены глубокой  раздумчивостью о жизни. А в композиции Евгения Кравцова «Чернозем» угадывается проблема извечного передела земли и простейшая клеточка превращается в символ мучительного переустройства человеческих отношений.
   Академический пленер 2015 года был назван «Читая Бунина». Художники посетили места, где жил и работал писатель, и вдохновлен
ные его творчеством откликнулись живописными работами. На выставке представлены портреты Бунина кисти Любови Савельевой и Владимира Пименова.
    Выставка производит впечатление удивительного единства. Картины одновременно похожи и не похожи друг на друга. Пять лет совместной творческой деятельности сроднили художников, но не стерли индивидуальности каждого. Создавая пейзажи, портреты, натюрморты, художники пользуются  различными материалами и техниками.  Участники пленэра — мастера самого высокого класса, и каждый из них, переживая увиденное  по-своему, говорит  присущим только ему художественным языком. И из таких непохожих взглядов складывается близкий и понятный, но в то же время цельный образ Родины.
   Завершением творческого процесса создания художественного  произведения является взаимопонимание художника и зрителя. Художнику важно доступными ему средствами показать наполненность своей души, важно, чтобы его поняли, почувствовали.  Зрителю важно смотреть и наслаждаться увиденным. И если желание тех и других исполняются, то цель достигнута.
 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *