СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ  воронежское отделение

ВСТРЕЧА С ХУДОЖНИКОМ

В мастерской Заслуженного художника России Александра Золотых

ВЛАДИМИР

ЩЕДРИН.

В ПОИСКАХ

ЦВЕТА.

Автор проекта:

Валерий

Семёнов.

Творческий путь живописца

        «Нет более трудной задачи, чем  рассказать о запахе речной  воды или о полевой тишине. И притом  рассказать так, чтобы собеседник явственно услышал этот запах и почувствовал тишину»,- так размышлял об искусстве К. Паустовский. Действительно, непросто передать прочувствованные мгновения жизни, увидеть красоту и величие в обыденном. Творческий путь людей искусства необыкновенно интересен и сложен. И тому пример жизнь известного воронежского художника-живописца, пейзажиста, Щедрина Владимира Ильича.

            Родился Владимир Ильич 14 июля 1942 года в семье служащих.  Детство художника выпало на тяжёлые военные и послевоенные годы. Маленьким мальчиком он стал очевидцем страшных событий в истории Воронежа:  немцы выслали жителей за город в Курбатово, стариков и больных расстреляли в Песчаном логу. Но тяжёлые испытания  закалили характер, научили жить и вопреки всему находить прекрасное в жизни. Желание и стремление творчеству проявилось уже в раннем детстве. Детская непосредственность, открытость и любопытство позволяли увидеть те истины, которые сокрыты для взрослых. Бумага, карандаши и краски помогали передать яркие, чистые радостные впечатления. Владимир Ильич, вспоминая свои «первые шаги» в изобразительном искусстве, скромно отмечает: «Просто рисовал, срисовывал по клеточкам из журнала «Огонёк».

      В  школе были разные кружки, которые помогали развивать способности и таланты учащихся.  Владимир посещал кружки изобразительного творчества и авиамоделей. По словам художника, большое удовольствие получал, когда что-то мастерил и создавал. В школе были первые опыты рисования с натуры.  Учитель выставлял натюрморты, давал необходимые объяснения и рекомендации, а  всем процессом  руководили его помощники – ребята из старших классов. С ними можно было посоветоваться в некоторых вопросах, узнать мнение о работе. Владимир с удовольствием посещал эти занятия.

     С 1959 года Владимир учился в изостудии Дворца пионеров. Здесь вели занятия воронежские скульпторы и художники: Д. А. Колосов, В. Цуканов, Н. Ф. Зверинцев, Г. И. Коваленко. Не было разделения на направления: скульптора, графика, живопись. Каждый преподаватель делился своим опытом. Так, Дмитрий Андреевич Колосов, воронежский скульптор, учил передавать форму предмета. Рисовали с натуры гипсовые фигуры, учась карандашной четкости и точности. В кружке велась серьёзная подготовка, были заложены основные базовые понятия, подготовлена хорошая основа для дальнейшего  занятия творчеством.

     Мечтой Владимира  было Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого, в которое он поступил в 1960 году. Перед этим «подготовительный»  год, который не просто был дан судьбой. Владимир работал в театре, делал декорации для постановок. Это было время, которое испытывало желание и жажду творчества, прибавило твердости и уверенности в выборе. Дальше – поступление, прекрасные студенческие годы и поиск себя в живописи.  В училище преподавателями Владимира были В. А. Терещенко (живопись, рисунок, композиция).

А. С. Шурчилов (живопись). В 1965 году Владимир защитил дипломную работу «Первый венец» под руководством Ю. К. Бельдюсова, председателем  экзаменационной дипломной комиссии был известный художник-живописец Н. Н. Чебаков.

      По окончании училища  Владимиру дана рекомендация на обучение в Московское художественное училище им. В. И. Сурикова. Но жизнь внесла свои коррективы —  умер отец, тяжело заболела мать. Владимир вернулся в родной город, работал художником, в заказах было много оформительской работы. Но занятия живописью  не прекращались ни при каких условиях: постоянно ходил на этюды, участвовал в выставках, посещал выставки и музеи, учась на примерах работ других  художников.  Всё это способствовало формированию  собственной манеры письма, собственного стиля и почерка.

     Хорошим опытом было посещение творческих дач. Там полностью художник мог погрузиться в создание этюдных и пленэрных работ. Ничто не отвлекало, всё способствовало творчеству – прекрасная природа, тишина и покой, другой ритм жизни, отличный от городского. Быстрыми мазками кисти и мастихина на полотнах проявлялся мир, прочувствованный художником. Появлялись новые мысли, продумывались способы передачи  действительности. Так рождались новые работы.… Так постепенно складывался интересный путь живописца… 

      В 1970 году В.И. Щедрин был принят в члены Союза художников СССР. Многократно участвовал в региональных, республиканских и зарубежных выставках. Награждён дипломами и грамотами Союза художников СССР, знаком Министерства культуры СССР «Отличник культурного шефства на селе». Многие работы Владимира Ильича Щедрина находятся в частных коллекциях, музеях в России и за рубежом. 

     16 января 2018 года в Воронеже на улице Кирова была открыта одна из самых знаменательных выставок Владимира Ильича: были представлены  полотна разных лет  и периодов. По экспозиции можно было проследить, как менялись стиль и манера письма автора, над усвоением каких  направлений трудился художник. Это —  «Владимирская школа» (1960-е),  «суровый стиль» (1970-е),  «рисованные картины» (1980-е), импрессионизм «с русским уклоном» (1990-е – по наше время).

       Владимир Ильич до сих пор постоянно и плодотворно работает, создаёт новые полотна, он всегда открыт новому и талантливому, с удовольствием не только участвует, но и  посещает выставки своих коллег (С особой теплотой художник отзывается о новой  молодёжной выставке, открытой в Воронеже 6 августа 2020 года в выставочном зале на Кирова, отмечая мастерство молодых авторов).

      С восхищением смотрю на картины в мастерской.…  Сколько в них личного и испытанного. Целая жизнь на полотнах! Работы Владимира Ильича Щедрина волнуют, будоражат  чувства зрителей. Яркие насыщенные цвета  и спокойная умиротворенная палитра («Речка вскрылась», 2006), стремительность городской жизни («Площадь Ленина летом», 2011) и мудрое спокойствие природы («Весна на Дону», 2006) – разная жизнь, разные  настроения, точно подмеченные  и переданные автором.  Везде чувствуется жизнь, чувствуется глубина.  Владимир Ильич с необыкновенной точностью передаёт и спокойную монохромность ранней весны, и насыщенную свежесть лета, и праздничность осени, и морозную свежесть зимы. Художник открывает нам свой главный секрет: «Не люблю писать без натуры. Природа меня вдохновляет и подсказывает, как её отобразить на холсте»…  Внимаю только что озвученной истине – сердцем нужно «понять» окружающий мир, всматриваться в него, познавать, и потом  именно сердце подскажет, как «уловить» свет и краски, каким правилам следовать.

                                                                                        Автор: Е.В. Михалькова

В мастерской Валерия Семенова

Оставить комментарий

Перейти к верхней панели